Статьи


О потребителе замолвим слово…


Защита прав потребителей – довольно часто обсуждаемая тема. Как кратко охарактеризовать это юридическое направление? Для юриста - это обеспечение правовой защиты простого гражданина (покупателя) в отношениях с продавцом или производителем товара, восстановление справедливости при приобретении некачественного товара или услуги, а также материальная и моральная компенсация причиненного при этом вреда.

Перед каждой покупкой товара мы оцениваем его стоимость и качество, поскольку качество – одна из самых важных характеристик товара. Качество - это то, что мы в конечном счете приобретаем, а именно: удобство, долговечность, функциональность, моральная удовлетворенность от приобретения и использования товара. Всегда ли можно оценить качество до принятия решения о покупке товара? Далеко не всегда. Ведь для оценки качества товара у обычного покупателя нет слишком много времени и, зачастую, технической возможности. На пример, у прилавка магазина перед Вами несколько похожих товаров, на табличке с ценой которых обычно очень скудная информация. А рядом продавец, который естественно хочет продать Вам товар. Это его главная функция. Ведь он должен приносить прибыль компании, а дальнейшая судьба проданного товара его мало интересует.

Конечно, все зависит от корпоративной политики компании продавца. Иногда, чтобы не потерять клиента, и сохранить лицо, реализующее товар, она идет даже на значительные затраты, чтобы исправить ситуацию, быстро заменить некачественный товар или отремонтировать его.

Однако так бывает не всегда.

Поэтому в значительном числе случаев покупатель находится в незащищенном положении – он слабая сторона в правоотношениях с продавцом. У него по вине продавца или производителя может оказаться мало информации для принятия правильного решения о покупке, что приведет к приобретению товара, который, в конечном счете, ему не нужен или который он не приобрел бы, будучи более информирован. Это одна сторона проблемы.

Зачастую товар имеет скрытые недостатки или изготовлен из заведомо некачественного материала, т.е. товар не соответствует заявленным потребительским качествам, однако выявить это в магазине бывает невозможно. И здесь покупатель может быть обманут в своих ожиданиях поскольку уплатил реальные деньги, но не получил ожидаемого продукта. Такие же проблемы возникают и при оказании гражданину разнообразных услуг – затягиваются сроки исполнения работ, используются некачественные материалы и т.п. Учитывая незащищенность покупателя, законодатель ввел специальные нормы, в том числе Федеральный закон «О защите прав потребителей».

Граждане совершают покупки и получают бытовые услуги ежедневно, поэтому защита потребителей – одно из востребованных на сегодня направлений правозащитной деятельности.

Может это и не очень возвышенное слово, но все мы - потребители услуг и товаров, которые постоянно сталкиваются с проблемой поиска и выбора качественных товаров или услуг, а также нуждаются в защите своих прав и законных интересов при их приобретении.

Отметим, что число обращений по вопросам защиты прав потребителей все время неуклонно увеличивается. С одной стороны, желание производителя получить максимальную прибыль зачастую не лучшим образом влияет на качество товара или услуги. Это увеличивает количество конфликтных ситуаций. С другой стороны, на активность граждан положительно влияет постоянно растущая правовая грамотность, знание своих прав и желание их защищать.

Что же нужно знать гражданину, который столкнулся с приобретением некачественной услуги или товара?

Прежде всего то, что государство выделяет гражданина как потребителя в отдельную категорию и наделяет его в связи с этим особыми правами, определяет механизмы и способы защиты этих прав.

Основным нормативным документом в этой сфере является Федеральный закон «О защите прав потребителей».

Права потребителей взаимосвязаны и могут быть изложены следующим образом:

1. Это право на приобретение товара или услуги заранее определенного качества.

2. Право, предполагающее гарантию безопасности товара или услуг для жизни, здоровья, имущества приобретателя и экологии.

3. Право на достоверную и точную информацию о товаре, о производителе, о продавце. Это также предполагает осведомленность о всех свойствах товара или услуги, правилах его использования или эксплуатации, замены, гарантийном сроке, местонахождении уполномоченных продавцом или производителем лиц для обслуживания и т.д.

4. Право на возмещение ущерба от покупки некачественного товара или услуги, замены или ремонта.

5. Право на возмещение морального вреда.

Знание и умение пользоваться своими правами поможет Вам защитить свои законные интересы, сделать жизнь более справедливой, сохранить Ваши деньги, побудить производителей к улучшению качества своей продукции и услуг. Так, действуя в своих интересах, каждый гражданин помогает себе и всему Обществу.

И последнее. В защите своих законных прав рядом всегда должен быть юридический советник – профессиональный юрист, который поможет оценить ситуацию и посоветует законный способ ее оптимального решения.

Поэтому, если Вам потребуется профессиональная юридическая помощь, будем рады Вам ее оказать.


Смотреть все статьи